Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Жибров Александр

В авиации может быть все…
Не оставляй тормоза на конец...
Старший лётчик из Сары-Шагана
Несостоявшийся медосмотр
Учите матчасть...
Кунмадараш, 1981-1982 г.г.
Крайний полёт на «памятнике»
Выше глиссады 100…
«Показательный» полёт в зону…

В авиации может быть все…

   Март… Славгород… 3-й курс. Приехали ночью, пока добрались до казармы, уже наступало утро. Нам разрешили поспать до 9 часов. Потом завтрак и построение перед учебным отделом. Зачитали состав экипажей и номера классов, где нас уже ждали наши новые инструктора. В отличие от Л-29 в экипаже у инструктора нас было уже пятеро.
   Первая встреча с инструктором… Небольшого роста, худенький. После часа беседы и знакомства настроение у нас заметно улучшилось. Инструктор подробно рассказал, что нас ожидает, и как будем летать. Сам он с началом полётов будет возить двух курсантов, ещё одного - старший лётчик звена, а двоим, (я оказался в их числе), придётся ждать, пока наши друзья не подойдут вплотную к самостоятельному вылету, потом уж сможет начать «возить» нас. Нам, двоим, предстояло ходить по усиленной программе в наряды. Началась наземная подготовка - зачеты и регулярные поездки на аэродром, где мы учились снимать и ставить на место «легкосъёмные» капоты двигателей Ил-28. Особенно это нам «нравилось» при минус 20…
   Но жизнь на новом месте шла своим чередом, и совсем даже скоро начались полёты! Провезли всех. Получили массу впечатлений. После Л-29 «Ил» удивлял всем – скоростью, тягой, да и размерами тоже.
Наша эскадрилья должна была летать на грунтовом аэродроме «Южный». Поняли, что на бетоне «Северного» нам ни взлетать, ни садиться не придётся, и мы вдвоем смиренно ждали своей очереди – в свободное от нарядов время присутствовали на предварительных подготовках, где наши товарищи уже вовсю осваивали азы пилотирования Ил-28. За это время и мы успели ещё слетать по одному полёту.    Присутствуя на предварительной подготовке, уже не хуже других изучили и «полет по кругу», и «в зону», прослушивая замечания инструктора в группе после эскадрильского разбора полётов.
  Зима тоже когда-то кончается. И вот уже начались полёты на «Южном», эскадрилья летала полным ходом. И вот (совсем неожиданно) в один из дней инструктор объявил: «Завтра начинаем летать…»
   Конечно, мы этого постоянно ждали. Но одно дело ждать, а другое - завтра начнётся самое главное - полёты!
   И вот первая смена. Досталось под самую красную ракету - три полёта по кругу после «горячей» пересадки с проруливанием. Я всю смену не вылезал из кабин свободных самолётов, отрабатывая полёт по кругу и, понимая, что все знания куда-то улетучились…
   Наконец-то идём с инструктором к только что приземлившемуся самолету, чтобы, как говорится, начать «вывозную» программу. А в это время полёт закончили наш курсант, которому до самостоятельного полёта оставалось практически ничего, и замполит АЭ, старый умудрённый опытом инструктор… И вот вместо того, чтобы полностью поменяться как положено экипажами… началось. Приоткрывается фонарь передней кабины «спарки», и замполит машет рукой моему инструктору – «Иди… Я слетаю и с ним…» (Времени до конца полётов оставалось мало, или ему просто не хотелось из кабины вылезать). Инструктор подтолкнул меня к самолёту, а сам пошёл в сторону… Тут ещё техник подгоняет - «Быстрей – быстрей!».
   Я сразу почувствовал - что-то не то… да и особого желания лететь с замполитом, вместо своего инструктора не было – потом будет «разбор полетов»…
   Я быстро оказался в кабине самолёта, и после наспех пристегнутых ремней с помощью техника закрылся фонарь и… самолёт сразу порулил. Подсоединившись к СПУ, я услышал бодрый голос: «Давай, пристегивайся, всё проверь, а я пока порулю, и скажи свой позывной!»
  Пока осмотрелся, и пока рулили, немного пришёл в себя. Заканчивалась первая смена полётов, и температура воздуха в кабине уже была около 25 градусов. В своей демисезонной куртке я через 5 минут чувствовал себя как в бане.
   Подрулили к полосе. Я жду, что сейчас начнётся процесс обучения. Зря ждал. Голос по СПУ спросил:
- Ну, ты готов или нет? Сколько можно пристегиваться?
- Готов!», - бодренько ответил я, только к чему - непонятно.
- Смотри, сейчас это «чудо» сядет, и сразу запрашивай разрешение на полосу! Опаздываем.
- Понял!».
   «Чудо» действительно село довольно хорошо, без подсказок ПРП, - чему я невольно позавидовал. И тут до меня окончательно дошло - штурвал ходит свободно, педали тоже! Не чувствуется твердых рук и ног инструктора да и указаний никаких нет!
- Давай, запрашивай!
   И пошёл процесс, который я уже остановить не мог. Наш замполит в этой постоянной круговерти просто не знал, что я только начинаю вывозную программу, предположив, что я, как и предыдущий курсант, уже на пороге самостоятельных полётов. Если бы всё началось как положено - с запуска, руления, то у него бы не было никаких сомнений что в кабине чайник! А так получилось вот что…
  Я медленно вырулил на центр ВПП и встал по осевой линии. За это время успел прослушать две строчки популярной в то время песни. Инструктор спокойно искал «Маяк»: – «Прощай! От всех вокзалов поезда уходят в дальние края…» звучало в наушниках.
Ну, - думаю, – «нам только песни не хватает» Дальше - больше…
- Запрашивай взлёт!
- Взлёт!
   Вывел обороты, и, как положено, начал разбег.
   Р.S.: Решив всё-таки написать про «Это», я далёк от мысли, что я «САМ» смог бы выполнить три полёта по кругу, - такая мысль никогда меня не посещала, даже по прошествии десятков лет. Просто в том полёте было много совпадений, которые вылились в этот незабываемый, можно сказать «дикий» случай. Конечно, инструктор на разных этапах вмешивался в управление, подсказывал по СПУ, но главное то, что он понял, кто сидит в задней кабине, только после посадки!
  Итак, по порядку.
  Мы взлетели, убрали шасси, закрылки, заняли высоту круга. Коряво – неровно, но каких-либо замечаний не слышно, во всяком случае, СПУ молчало, и только иногда можно было слышать продолжение репертуара по «Маяку» …Лещенко продолжал надрываться…
   Я понял это по-своему. Тишина - значит нормально, пока не падаем. Начал выполнять первый разворот. На «Южном» по кругу заблудиться было очень трудно. Я стал лихорадочно вспоминать не раз нарисованный полёт по кругу, ориентиры, и то, что на предварительной наш летающий экипаж рассказывал десятки раз – «озеро делим на 1\3 - это как раз траверз, закрылки 15, доклад, и т.д.». Пока ловил эти 15 (а может 20, - забыл) градусов, потом траверз, стал немного соображать, вернее, действовать более осмысленно.
  По СПУ небольшие подсказки: «Высота… скорость», – пока ничего серьезного!
   Добрались мы до посадочного курса, вышли тоже в пределах разумного – впереди полоса (видимость отличная! Слава богу!) Вошли в глиссаду, и так потихоньку лечу на подсказках и ещё непонятно, на чём, очень даже неплохо. Со стороны это выглядело как противозенитный маневр.
  В это время инструктор, наблюдая мою глиссаду, говорит:
- Да, а замполит-то, точно не знает, с кем летит!
  Сели, конечно, не очень хорошо – «резвясь и подпрыгивая». Но, что самое главное, инструктор спокойно говорит: «Ты немного аккуратней! Куда скорость гонишь. Я за тебя обороты буду убирать или может стрелок?»
   Ну и дальше в таком роде...
  В конце полосы опять звучит «Маяк» и дальнейший репертуар. А ещё ведь рулить надо! Если бы была бетонка - это конец! Но так как рулёжки ширина немереная, и грунт, то куда наш «Ил» из колеи денется.
  Немного я уже очухался (перо сразу начало расти, ясно где). Прошли технический пост и подрулили опять к полосе. Началась вторая серия… Всё почти как первый круг, только до траверза - тут я за неимением опыта и внимания «забыл» переключаться на внутреннюю связь по СПУ и на подсказки инструктора перестал хоть как-то реагировать (думая, что летим хорошо), а на самом деле - ошибка шла за ошибкой. И вот в конце второго разворота к моему невероятному удивлению РУД-ы пошли на максимал, штурвал на меня. Смотрю на высоту - а там уже почти 300 метров вместо 600, и скорость… ну не такая как надо! Слышу крик из передней кабины… быстро перехожу на СПУ… А там! Мама дорогая! Замполит сажает самолёт, и открытым текстом в мой адрес всё, что он обо мне думает! Если бы все это показывали по телевизору, то было бы сплошное пи-пи-пи-пиииии…!
- «Залетались! Ё..! Я тебе замечания после первого разворота делаю, а ты даже ответить уже не желаешь! Сейчас Б..! высажу здесь в конце полосы и п…й к своему инструктору, пусть он тебя учит, чему не знаю! Это ж надо! Я вас должен возить перед самостоятельными. Летать-то толком не научился, а уже замечания не слушает!»
  Честно думал - ВСЁ! Зарулим… Но, смотрю - вместо ЦЗТ рулит прямо к техпосту, продолжая говорить всё, что думал обо мне, забыв педагогическую терпимость.
  Мы снова стоим перед полосой! Слышу уже конкретное:
- Ты ВСЁ понял. Д….?
- Да! (а что ещё ответишь…)
- Ну, бери управление (и дальше «добрые – ласковые» слова).
  Самое интересное – он не говорил мне про мои ошибки: что я не дал обороты…на втором развороте, крен маленький (искал полосу!) а вертикальная большая, и скорость упала до невозможного! А драл меня за то, что не перешёл на СПУ и не слушал его ЗАМЕЧАНИЯ, и, естественно, никак не реагировал! А терпел он, наверно, долго.
- Так ты всё понял, камикадзе?
- Да!
  Третий полёт по кругу прошёл тихо и спокойно, после любого доклада сразу переходил на СПУ, вслушиваясь в замечания, и, пытаясь их исправить, как мог. На что сразу после посадки (естественно с его помощью) услышал: «Можете, если вас Вы…пороть!»
  Сели мы крайние, под красную ракету, и так как места на ЦЗТ для заправки уже не было, РП даёт команду: «…-й, заруливай на «Якорь!» (т.е. на стоянку).
  Инструктор: «Ну, и где вашего самолёта место?» Если бы на меня вылили ведра 2 воды, то я бы выглядел, наверное, более сухим, чем в тот момент. И вот, потихоньку руля, вытирая потоки пота с лица, чувствуя «что ЭТО всё закончилось!», отвечаю: «Не знаю! (я действительно не знал, так как редко были на стоянке – всё больше по нарядам).
- Ты что, за всё это время на стоянку ни разу не заруливал, и не знаешь где самолёт стоит?
- Нет, у меня это вообще первые круги. А до этого только на «Северном» два полёта слетал.
Остановились мы как вкопанные… чуть лбом не упёрся в приборную доску.
- Ты что, только приступил к полётам?
- Да!
  Дорулили мы на стоянку тихо-тихо (заруливал он сам). Не успели выключить двигатели, как замполит сразу открыл фонарь. Вылезая из кабины, заглянул ко мне и тихо говорит: «Ничего… ничего… всё нормально, летать будешь. Только где же твой инструктор?!
  Этот полёт я вспоминал редко, а тогда и значения особого не придавал - посмеялись в экипаже и всё. И только встречаясь пару раз с замполитом, один на один, он улыбался и качал головой…
  Что он сказал нашему инструктору, я не знаю. Когда отмечали «жёлтый лист», незадолго до окончания полетов на 3-м курсе, я спросил у своего инструктора. Он тоже улыбнулся и сказал: «ВСЕ НОРМАЛЬНО!»

А. Жибров



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru