5. 
                      «УЧИТЕ МАТЧАСТЬ» - только и сказал нам штурман 
                          Командиру 
                      нашего звена в Камне-на-Оби летом выпала отличная возможность 
                      отдохнуть. Надо было перегнать Як-28У на АРЗ в город Запорожье. 
                      А так как штурман по какой-то причине не мог лететь, то 
                      майор Пономарев Фёдор Фёдорович, предложил нашему штурману 
                      экипажа - старшему лейтенанту Ялалову лететь вместе с ним. 
                      Всё это происходило в классе предварительной подготовки, 
                      и, в конце командир звена спросил:  
                            - Ты не завалишь мне 
                      перелет?  
                            - Конечно, нет! - ответил 
                      штурман, и дальше мы «наслаждались» разговорами о будущей 
                      командировке. Через пару дней они улетели. Мы продолжали 
                      программу. 
                            Недели через две, тоже 
                      на предварительной подготовке, сначала появился наш штурман. 
                      Мрачный, в такие дни не очень разговорчивый, а тут только 
                      поздоровался и сел за стол с какими-то бумажками. Было свободное 
                      время и мы, курсанты, начали расспрашивать про командировку. 
                      В ответ прозвучало: «УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!» 
                            Пришёл с «разбора» инструктор, 
                      чему-то улыбнулся, глядя на своего штурмана, и дальше стал 
                      доводить плановую таблицу. Ещё через полчаса пришёл в наш 
                      класс командир звена и мы «краем уха» услышали ту историю, 
                      что произошла на перелёте. 
                            В один из дней, очевидно 
                      в пятницу, экипаж, выполнив один этап, успевал сделать ещё 
                      один. А так как времени было в обрез, ещё на рулении командир 
                      звена объяснил, что пока он сбегает к диспетчеру - самолёт 
                      должен быть заправлен. И сразу после выключения двигателей 
                      «рванул» на КДП выбивать «добро». Была причина спешить, 
                      так как, выполнив ещё один перелёт, можно было хорошо отдохнуть 
                      в том городе. Но не суждено было сбыться мечтам. 
                            Поднявшись с «кресла», 
                      штурман наступил на гашетки фиксатора ног при катапультировании 
                      (может быть название не совсем точное, но была особенность 
                      «спарки», и кабины штурмана на «боевом», - там они были 
                      зафиксированы, наступай, сколько хочешь, а здесь нет!). 
                      И всё! Штурман застыл в кресле, не зная как «освободиться». 
                      Гражданские техники окружившие самолёт в ожидании заправки, 
                      ждали…ждали…на просьбу штурмана помочь ему с креслом, отошли 
                      ещё на несколько шагов от самолёта. «С креслом не шутят!» 
                      и стали ждать. Не знаю, по какой причине Ялалов не смог 
                      освободиться (мы, курсанты, это знали. Надо отверткой или 
                      карандашом надавить на «гашетку» и фиксатор откроется.) 
                            Когда радостный командир 
                      звена бежал к самолёту, и, видя сидящего штурмана в кабине, 
                      стал «предвкушать» удовольствие от грядущих выходных. Но 
                      его ждало разочарование. Самолёт не заправлен, время уже 
                      не позволяло выполнить полёт. 
                            Там, на стоянке командир 
                      штурману высказал «ВСЁ», бросив в конце фразу: «Сиди здесь 
                      до понедельника!!!»  
                            В классе мы всё это 
                      выслушали. А штурман ещё несколько раз повторил: «Учите 
                      матчасть!» И, это, между прочим, ПРАВИЛЬНО. 
                          А.Жибров 
                    
                     |