9. 
                      «Показательный» полёт в зону… а получилось как на сверхзвук 
                     
                           Камень на Оби, Як-28, август. 
                      Обычный контрольный полёт в зону на малой высоте. День недели 
                      - суббота! 
                           Мой инструктор, капитан Тимошенко 
                      Станислав Михайлович, пребывая в отличнейшем настроении, 
                      решил «расслабиться»… 
                           После взлёта и отхода в 3-ю 
                      зону (н.п. Долганка, если память не изменяет) всё выполнили, 
                      как положено. «Долганка» – длиннющая деревня, вдоль одной, 
                      улицы, как положено, с сельсоветом посередине и бочкой пива, 
                      где в это время тоже «расслаблялось» мужское население. 
                           Подходя к зоне, понял, что 
                      шеф «ЧТО-ТО» хочет показать. Я тем временем доложил, что 
                      зону занял.      После этого по 
                      СПУ услышал: 
                           - Отпусти ручку, я сам… 
                           «Встали» точно вдоль улицы, 
                      высота пошла вниз. 400…300…200…100… ну и потихоньку дальше 
                      уменьшается. Скорость к 900 подходит. Впереди стало хорошо 
                      видно уже саму бочку с пивом и поворачивающиеся головы колхозников… 
                      (кстати, там часто «грешили» и инструкторы, и курсанты подобным 
                      образом). 
                           Так, чтобы было всё красиво 
                      инструктор включает «форсаж», пошла «горка» с углами тангажа 
                      далеко за положенные «Курсом» и бочки, одна, вторая, третья. 
                      Потом пикирование, вывод, над местом разлива пива, «форсаж», 
                      «боевой разворот»… и всё это повторялось несколько раз вокруг 
                      «сельсовета». 
                           Шеф отвёл душу, дал и мне 
                      «порулить» немного, и, выполнив «контрольный спуск!» (заход 
                      в обратном направлении), горкой стали набирать высоту выхода 
                      на аэродром. 
                           И вот пока мы, таким образом, 
                      выполняли задание в зоне, на всех этих режимах, (потом уже 
                      на земле анализируя) я слышал не совсем обычный звук двигателей… 
                      как будто «шелест» раздавался, непривычно как-то… 
                           А тем временем заходим на 
                      посадку, как положено, и между «дальним» и «ближним» кто-то 
                      из курсантов вырулил на ВПП и РП дал команду уйти на второй 
                      круг. Последовал «максимал», набор, и, первый разворот (но 
                      опять звук двигателей звучал неестественно - но, честно 
                      говоря, не придал этому значения). После посадки и заруливания 
                      на ЦЗТ, смотрю - техник самолёта что-то показывает рукой 
                      на двигатель. Ничего не поняв в его жестах, выключил двигатели 
                      и стал ждать «чеки» в «кресло».      Поднявшийся 
                      по стремянке техник, спросил удивленно: 
                           - А «конуса» зачем выпускали 
                      и не убрали? 
                           Тут уже я увидел, что «конуса» 
                      выпущены как на «сверхзвуке»… сразу «вспомнил» и звук двигателей 
                      не совсем как обычно… Объяснить – «почему ОНИ в таком положении» 
                      не мог… 
                      Подошёл инструктор, понимая, чем могло закончиться наше 
                      задание в зоне, сказал «ВСЁ», что думал по этому поводу, 
                      закурил и … пошёл в высотку, тихонько приговаривая: 
                           - Показывай им ещё…. 
                           Долго сидел в кабине, мучаясь 
                      одним вопросом: 
                           - КАК они могли ВЫЙТИ? Там 
                      же и две лампочки (справа - вверху) горели на приборной 
                      доске. Рукавом не заденешь переключатели под скобой? Ничего 
                      так я и не вспомнил! 
                           А отлетали мы все «это» задание 
                      с выпущенными конусами, как на «сверхзвуке»… Ну «курсант», 
                      что с него взять… 
                         А.Жибров 
                  
                     |