2. 
                      Не оставляй тормоза на конец полосы, а…  
                       Это 
                      произошло на четвёртом курсе, при выполнении Госэкзаменов 
                      по лётной подготовке. Зная пословицу с первого курса, пришлось 
                      по своей вине убедиться в её правоте ещё раз. 
                         «ГОС-ы» для нас выглядели довольно просто 
                      - надо было выполнить два полёта по кругу самостоятельно 
                      и контрольный полёт с инструктором (проверяющим) в зону 
                      по приборам. При полёте по кругу помимо всех элементов, 
                      главное - оценивали качество посадки. Мы сдавали экзамены 
                      первые, обстановка была спокойная, никакого ажиотажа не 
                      наблюдалось вообще. 
                         В день предварительной подготовки, уже 
                      после обеда, увидел плановую таблицу - запланировали Як-28 
                      «Лотос», штурман – ст. лейтенант Высота (наш штурман звена). 
                      В общем, всё как обычно. 
                        Утром – подъём, завтрак и на аэродром… Небо 
                      серое, слабый дождик... На аэродроме сразу предупредили, 
                      что полёты на час переносятся из-за дождя. Никаких изменений 
                      нет, только тренаж получился в два раза длинней. Пришли 
                      на ЦЗТ, все сразу пошли по своим самолётам. В то время бортов 
                      было так много, что на каждый самолёт пришлось не больше 
                      двух курсантов. Хожу, ищу свой борт – нигде нет. Пока прошли 
                      тренажи в экипаже, потом снова «возобновил» поиск. Спросил 
                      техника звена, тот сказал – «Сейчас будет, не волнуйся…» 
                      И с этим пошли на предполётные указания. 
                        Председателем Комиссии по ЛП был моложавый, 
                      симпатичный полковник (кажется зам. комдива с Черняховской 
                      дивизии). Но его так «окружили вниманием», что он не выдержал 
                      и сказал: «Поставьте стол напротив посадочного «Т», связь, 
                      плановую таблицу и больше ни души что бы рядом не было!» 
                      Во время предполётных указаний прозвучала такая фраза: «В 
                      связи с тем, что ВПП мокрая - всем выполнять сруливание 
                      в крайнюю РД (а не как обычно в предпоследнюю). Это тоже 
                      сыграло свою роль для меня. 
                        Закончили предполётные, и по самолётам! Вылет 
                      у меня был через час, но всё равно пришёл пораньше и… - 
                      опять не вижу своего борта. Тут уже техник звена подошёл 
                      сам, отвел в сторону и говорит: «Маленькая проблема - самолёт 
                      не раскачали как надо (сломалась или «скачка» или ещё что-то) 
                      и мы не успеем вовремя раскачать». Лишнего топлива было 
                      тонны полторы-две. В общем, решили не мучиться и лететь 
                      в своё время, а на топливо «не смотреть». РУД-ы всё равно 
                      под рукой. Пришёл штурман, в это время и самолёт со стоянки 
                      прикатили. Так что всё пошло по плану. Запустили, капитан 
                      Тимошенко показал кулак, и, мы спокойно порулили к ВПП. 
                      Вырулив на полосу, действительно, увидел «одиноко сидящего 
                      главного арбитра» за столом, запросил взлёт и, дальше пошло, 
                      как учили. 
                         К полосе подошёл так, что лучше трудно 
                      было и мечтать, вспомнил и про вес самолёта и про ветер…»раскрутили» 
                      колёса мягко-мягко, прямо напротив стола! Штурман от удовольствия 
                      сказал с растяжкой: «О-О-тли-чнО! Прямо в тряпку!» Если 
                      бы это было ВСЁ! Самое «смешное» было впереди. С хорошим 
                      чувством «выполненного долга», мчались дальше… парашют, 
                      торможение… я забыл, что освобождать надо в крайнюю РД, 
                      и стал «моститься» как обычно на полётах в ту рулёжку, что 
                      на 500 метров ближе. В это время, одна за другой, стали 
                      поступать команды РП: «Освобождай полосу! Освобождай полосу!!!», 
                      и так раз 5-6! Проскакиваю РД, а т.к. скорость была почти 
                      ничего, то вывел обороты за 90% и с разгоном мчусь к концу 
                      ВПП. Естественно не рассчитал, в это время еще 2-3 команды 
                      РП напомнил, что мне нужно освободить полосу… (я, честно 
                      говоря, подумал в тот момент, что кто-то уже «въезжает в 
                      хвост!») Ну, а так как скорость была уже далеко за 100, 
                      я начал притормаживать, и заодно дал левую ногу, чтобы рулить 
                      на край ВПП… Знание матчасти в тот момент из головы «улетучилось» 
                      (при даче ноги и торможении одновременном, тормоза работают 
                      не полностью!!!) Метров за 100 до конца ВПП, Высота спокойно 
                      говорит: «Кажется, сейчас будем выкатываться…» И мы на скорости 
                      50-60 км/час, при нейтральных педалях, «вылетаем» прямо 
                      в стык между РД и ВПП, проехав по грунту метров 60, тихо 
                      и спокойно останавливаемся… 
                         Первая минута прошла в осознании того, 
                      что всё закончилось… и ГОС-ы, и второй полёт по кругу точно, 
                      и полёт по приборам, в общем – «полный...»  
                      За крайней РД была небольшая низинка, что, в принципе, помогало 
                      стоять, как «одинокому тополю на Плющихе» – вроде как отдыхаем! 
                      А в это время уже борта три прорулило по 4-й РД, с чётким 
                      поворотом головы в нашу сторону... Не знаю, что им в этот 
                      момент приходило в голову, наверное – «не повезло…» 
                      Ну, - думаю, - Всё! Конец лётной подготовки, экзамен сдал, 
                      оценка – 2!!! 
                      В это время старший лейтенант Высота спокойно говорит: «Ну 
                      что? Порулим потихоньку…» Добавляю обороты …80 …85% и, сразу 
                      же в эфире раздается команда: «Убери обороты! Выключи двигатели!» 
                      Позывной не называется. 
                         (На этой смене РП сидел там, где обычно 
                      располагается ПРП, а ПРП в конце ВПП от нечего делать «отдыхает» 
                      в СКП. Наверное, он и не видел, как мы выкатились, и в этот 
                      момент был разбужен солдатиками. Вот и пошла эта команда!) 
                         Хорошо, что сразу среагировал РП, видимо 
                      зная, где мы «загораем»: 
                      - Прекратите давать команды!!! 
                         Тут уже я, понимая, что вроде как «рулить» 
                      не запрещают, опять вывел обороты. Только «лотос» и на 90% 
                      не хотел трогаться с места! И после того, как обороты дошли 
                      до 95%, сначала нехотя, а потом всё резвей мы покатили опять 
                      на РД. Спасибо экипажу какой-то «спарки» (они любезно уступили 
                      дорогу) и мы, не останавливаясь, выскочили на РД. Я тогда 
                      думал что всё класс, наверное, никто и не заметил. Но самое 
                      смешное было то, что мокрая трава и большие обороты подняли 
                      такое облако пара, что его было видно и в начале ВПП. Успокаивая 
                      себя тем, что хоть не на буксире привезли на ЦЗТ, рулю с 
                      опущенным ниже некуда настроением дальше. Однако на ЦЗТ 
                      никто никак не реагировал на мой борт, техник осмотрел самолёт, 
                      поставил парашют и… браво взял под козырек! Стоявший в «квадрате» 
                      инструктор и наблюдавший только мою посадку, поднял большой 
                      палец и улыбнулся, показывая, чтобы и вторая посадка прошла 
                      также (не приведи господь!) Тут уже я нервно усмехнулся, 
                      и …порулил к началу ВПП. 
                         Второй круг мы слетали один в один как 
                      первый (спасибо инструктору капитану Тимошенко Станиславу 
                      Михайловичу – сумел он «вбить» в голову и посадку и способность 
                      не реагировать «на разные мелочи»). 
                      Опять в момент посадки штурман сказал те же слова (кстати, 
                      он был немногословный в полёте, и перечисленный радиобмен 
                      здесь, наверное, весь, что было сказано им в полёте и на 
                      земле!) 
                      Освободил ВПП, и, пока рулили на ЦЗТ, думал – что же сказать 
                      инструктору, ведь УБЬЁТ сразу!!! (так испортить «Шефу» настроение 
                      в такой день, надо ещё умудриться и то не получится). Зарулил. 
                      Инструктор, не дожидаясь моего доклада, пожал руку и говорит: 
                      «Молодец! Молодец! Пятерка однозначно!!! Не зря я вас все-таки 
                      «порол» всё лето. Молодец!» Рядом стоявший штурман спокойно 
                      улыбается и молчит. А «шеф», достав сигарету, подошёл на 
                      край ЦЗТ. Тут уже я ничего не пойму.    Думаю 
                      - издевается что ли? Где же нормально, если все «брюхо» 
                      в грязи!!! А он, про какую-то «пятерку» ??? 
                         Подхожу, и, не дойдя на всякий случай 
                      шага два, тихо говорю: «Тут… это … Станислав Михайлович. 
                      Я, в общем, немного выкатился. Ну, после первой посадки…» 
                       
                      Инструктор в ответ: «Да ладно, это мелочи - не ты первый 
                      и не ты последний, подкрыльной стойкой? – ерунда!»  
                         «Если бы подкрыльной…а то всеми четырьмя…» 
                      – ответил я, опустив голову. Подошедший в это время штурман, 
                      понимая, о чём разговор, опустив ЗШ на травку, добавил: 
                      «Да нормально, Михалыч, всего то метров 100…» 
                        Дальше была немая сцена… 
                      Но надо было лететь второй полёт, поэтому постарался выбросить 
                      всё из головы, чтобы не испортить и его. А в конце лётной 
                      смены, переживая за результат полёта по кругу, на «высотке» 
                      встретил майора Рурич Иван Ивановича. Прекрасно понимая, 
                      что творится у меня на душе, отвёл меня в сторону и сказал: 
                      «Саша, не бери в голову! Ты по большому счету не виноват. 
                      Молодец, что отлетал оба полёта. А кто виноват – ты знаешь. 
                      Нельзя в такой ситуации, так подавать команды». 
                         Конечно, его слова здорово помогли, так 
                      сказать «душу облегчили». Хотя прекрасно понимал, что команды 
                      могут поступить любые – но решение должен правильное, принимать 
                      только лётчик. 
                         А за полёты по кругу «замкомдив» поставил 
                      оценку «5». Видимо, он долго сомневался, что же ставить 
                      (прекрасно понимая, где я «отдыхал» после первой посадки). 
                      Иван Иванович сказал, что напротив моей фамилии стояла пятерка, 
                      и, видимо, много раз обведенная ручкой, очень хорошо выделялась 
                      в черновике, плюс три вопросительных знака рядом. 
                         Так что правильно гласит народная мудрость…и 
                      про «тормоза» тоже!!! 
                       
                        А.Жибров 
                      
                     |