3. 
                      Старший лётчик из Сары-Шагана 
                       Нас, 
                      прибывших молодых лейтенантов в разведполк в Балхаше (как 
                      в прочем и везде) – постоянно на «контроле готовности» спрашивали 
                      по всем теоретическим вопросам и вводным. И вот через полгода, 
                      после очередного «контроля», сидя в «курилке» кто-то из 
                      нас пожаловался – «Да сколько мы уже будем стоять у доски?!» 
                      Ребята постарше сразу ответили: «Пока не придёт следующий 
                      выпуск». 
                         И вот тогда мы услышали «байку» про лётчика 
                      из Сары-Шагана, который приезжал к нам, в Балхаш, восстанавливаться 
                      после перерывов. Я тогда не знал, что встречусь с ним здесь 
                      же через три года. Ничего необычного в том рассказе не было, 
                      но… 
                         «Сары-Шаган» – был закрытый аэродром, 
                      а точнее весь город и все полигоны, которые располагались 
                      на сотни километров. Это был «хлеб» ПВО, и в те времена 
                      мы только догадывались, что «там» происходит. Знали только 
                      твёрдо данные аэродрома, так как он был самым близким «запасным». 
                      И вот где-то в году 76-м приехал капитан, старший летчик, 
                      летающий на Як-28, и ещё на «чём-то». В разговорах потом 
                      звучало слово «испытатели».  
                         У него вышли сроки после отпуска и госпиталя, 
                      а у себя он по какой-то причине восстановиться не мог. (Уже 
                      потом мы узнали, что «Яков» у них было всего «звено», одна 
                      «спарка». На «Яке» летал командир звена и командир дивизии, 
                      в силу каких-то обстоятельств никого в тот момент не было, 
                      и он оказался у нас). 
                         Заместитель командира полка посмотрел 
                      бумаги, лётную книжку и отправил в класс готовиться к полётам. 
                      Всё, что положено, ему запланировали, в том числе и самостоятельные 
                      полёты. Всё бы было нормально, но на «контроле» заместитель 
                      возьми и спроси его по каким-то вопросам. Наш гость отвечал 
                      на них, но уж очень «разброс» и точность ответов насторожила. 
                      Пошли ещё вопросы, и всё повторилось снова. Тут озадаченный 
                      заместитель, понимая, что «задачу» по вводу в строй надо 
                      выполнять, после контроля сказал: «Вот что друг, «контрольные 
                      полёты» отлетаешь со мной, а самостоятельно летай у себя 
                      дома. Мы запишем тебе всё как положено, но самостоятельно 
                      только у себя». 
                         Потом уже лётчики узнали, что основной 
                      самолёт у него Су-9 или Су-15, а на Яке летает эпизодически, 
                      только для «поддержки штанов» и выполнения каких-то заданий, 
                      для чего, собственно, и держали в штате Як-28. 
                         Вот так и гулял этот рассказ «про лётчика 
                      из Сары-Шагана». 
                         А в 1981 году к нам «сели» соседи - эскадрилья 
                      МиГ-23, так называемых «бешеных» (не знаю, почему такое 
                      название, но догадывались все) - у них, в Сары-Шагане шёл 
                      ремонт полосы. В один из дней, когда у нас была «предварительная 
                      подготовка», а эскадрилья «гостей» летала и из-за производственных 
                      дымов им приостановили на время полёты, т.к. видимость стала 
                      меньше одного километра, мы сидели на лавочке вместе с ними. 
                      И тогда, разговаривая на разные темы, кому-то вспомнился 
                      «тот старший лётчик». К нашему удивлению, один из пилотов, 
                      выслушав рассказ, сказал: «Так это Я и есть…»  
                      Тогда мы и узнали, что Яков уже нет, летает он на «23-их», 
                      а эпопея Як-28-х закончилась два года назад. Старые самолёты 
                      пошли на металлолом, а два борта он успел перегнать на ремонтный 
                      завод в город Пушкин. 
                         Вот тогда он и рассказал про свой перелёт 
                      по маршруту «Сары-Шаган – Пушкин» с маленькими остановками. 
                        Все самолёты в «утиль» сдать не получилось, 
                      и пришлось перегонять. Командир дивизии поставил задачу, 
                      так как он (старший лётчик) остался единственный, кто мог 
                      это сделать, пришлось лететь. Штурмана нет, дали молодого, 
                      который и толком на Яке не летал, но видимо допуска были, 
                      да и самое главное – опытом и мастерством не отличался. 
                      Самолёт подготовили, собрали все запчасти с других, и вперёд! 
                         Борт «боевой», и после того как пошли 
                      по маршруту, оказалось, что из всей навигации «работает» 
                      только АРК. Более-менее по маршруту пролетели, но первая 
                      же посадка внесла свои коррективы. Топлива оставалось очень 
                      мало, погода стала хуже минимума (садились они в Йошкар-Оле). 
                      Сделали заход - не попали в створ полосы.  
                        «Старший летчик» продолжает свой рассказ: 
                      - Сижу я и думаю - на запасной уже не хватит, да и не работает 
                      ничего, штурман молчит, надо всё-таки заходить!  
                        Начал кричать на штурмана, почему он не ту кнопку 
                      АРК включил, так мы вообще не сядем! Ну, естественно в выражения 
                      не стеснялся, всё по-русски ему (штурману) на первом развороте 
                      и выдал.  
                         И тут, почти у траверза, раздается голос 
                      штурмана: 
                      - Товарищ капитан, если ВЫ будете таким тоном со мной разговаривать, 
                      я ВАМ ВООБЩЕ НИЧЕГО ВКЛЮЧАТЬ НЕ БУДУ! 
                         Тут я обалдел, – понял что попал, и, причём 
                      конкретно. Топлива хватит на один заход. Что делать??? И 
                      начинаю ему говорить «елейным» голосом: 
                      - Витенька, я больше не буду, только включи кнопочку номер 
                      «5» на пульте АРК и больше не переключай ничего, ладно?" 
                      - Ну… хорошо… - Прозвучало по СПУ с явным неудовольствием. 
                      «Сели» на честном слове. Спасибо группе руководства полётами 
                      и вовремя нажатой кнопке! «Рулю» по «РД», смотрю на топливомер 
                      - а там стрелка почти у «нуля». Спина мокрая, даже колени 
                      начали дрожать.  
                         А тут по СПУ раздается «мурлыканье» штурмана!!! 
                      Когда сошли на бетон, я долго гонял его вокруг самолёта 
                      с маской в руках, а встречающие не могли понять, в чём дело. 
                      Все-таки я ему «ВБИЛ» в голову главное - что летим МЫ вместе 
                      и в одном самолёте!!!  
                         А до Пушкина потом долетели нормально, 
                      повезло с погодой, штурману «УРОК» пошёл в прок, вот только 
                      на самолёте так ничего и не работало!  
                       
                        А.Жибров 
                      
                     |