Logos-z  Информационный Центр Александра Зигцара    
< главная | сайт 5-го потока Барнаульского ВВАУЛ | е-mail
  Жибров Александр

В авиации может быть все…
Не оставляй тормоза на конец...
Старший лётчик из Сары-Шагана
Несостоявшийся медосмотр
Учите матчасть...
Кунмадараш, 1981-1982 г.г.
Крайний полёт на «памятнике»
Выше глиссады 100…
«Показательный» полёт в зону…

6. Кунмадараш, 1981-1982 г.г.

      Замена в Венгрию подошла неожиданно, в конце 4-го года службы в Балхаше.
      Попытка расспросить как там и что, ни к чему не привела. Руслан Голиков, летающий на МиГ-25 и сосед по дому, на мой вопрос закрыл глаза, вспоминая свою службу там, и сказал только одно слово – «Хорошо!» Поиски ответов на тот же вопрос среди техников (а заменялись к нам в полк в основном из Польши и Германии) свели меня с молодым техником, заменившимся именно из Кунмадараша, но общение с ним тоже ничего конкретного не прояснило. На все наши вопросы (заменялись мы с Толей Лукиных) мы получали один ответ, - что пиво там очень хорошее… Вот и вся информация!
      Ехали через Алма-Ату, а в Москве договорились встретиться 15 октября в Будапеште, заехали оба к родственникам.
      14 октября добрался до Чопа, взял билет до Будапешта. Граница, таможня… Как положено вёз два чемодана, сапоги, портупею, ЗШ и …лётную книжку. Тем более - первый раз, так что таможенник, видимо посмотрев на меня, сказал сразу – «Проходи!» Поставил печать и всё.
      Вагон поезда «Москва-Белград» был почти пустой. В купе со мной ехал солидный полковник, как потом оказалось «работник авиационного тыла», возраста «юбилейного» – 50 лет, и ехал он в Будапешт, дабы спокойно отдать Родине 5 лет службы и отправиться на отдых.
      Поезд медленно тронулся, сосед сидит, почти не дышит… я сначала думал, наверно нервничает, граница всё-таки… Когда поезд тихо-тихо пересёк последний пограничный пост, КСП и… прикосновение руки старшего по званию, оторвало меня от созерцания настоящей «заграницы»… На столе стояла бутылка водки, два стакана и закуска… «Ну, вот и всё… Давай за сбывшуюся мечту!» Смотрю и не узнаю своего соседа, лицо радостное, улыбается… - поменялся на 100%. Отказывать неудобно, поэтому только дозу уменьшал, а он на радостях «осушил» 0.7, закусил и лёг спать, сказав перед сном: «Я тебе завтра всё расскажу, что и как!»
      Про Будапешт ничего не говорю - красиво… Уже в штабе встретились с Толей, а вечером выехали в Кунмадараш, обменяв «валюту» (30 рублей) полные впечатлений.
      В полку встретили хорошо. Коллектив отличный, новое начальство… немного суматошный комэска, спокойный заместитель. Он, кстати, сразу по прибытию поставил нас с Толей Лукиных на место из-за приписки двух посадок при УМП, которые в Балхаше мы поторопились вляпать, куда попало, - ума же не набрались в то время. Сдали зачёты, а вот летать сразу - не получилось. Год какой-то неудачный, всю зиму почти просидели на земле из-за погоды. Постоянные туманы уже через месяц надоели всем, особенно лётчикам. Мы 100-листовую тетрадь расписали «подготовкой» почти до конца, а летали всего пару раз. На наши скромные попытки выйти из этого положения и ограничиться хотя бы фразой в тетради – «смотри страницу такую то…» ни к чему не привели. Пробовали летать, но после неудачной смены, когда три борта сели на «запасных» из-за тумана, поняли, что будем ждать погоды.
А тем временем уже освоились на новом месте. Новые люди, новые знакомые.
      Командиром 1 АЭ был майор Немов. Своеобразный человек. Вроде и возраст уже хороший, но ходил в «майорах». Правда, ребята рассказали небольшую историю, может она и была тем тормозом, не знаю… Но ещё в первый день нашего знакомства, с его уст прозвучала фраза, смысл которой мы поняли чуть позже: «Эскадрилья строит БАНЮ!» А было годом раньше вот что…
      Летом надо было выполнить полёт на спецзадание, обычное дело в разведполках, но маршрут проходил над озером Балатон. Полетел сам командир. Балатон, всегда был запретной зоной, дабы не мешать отдыхать «загнивающим капиталистам», и в этот раз даже разрешили пролететь над озером, но на высоте не ниже 1500 метров. Не знаю, что двигало комэской, но он прошёл, как положено, почти через всё озеро на высоте такой маленькой, что отчетливо «читался» бортовой номер Яка. А в это время на пляже в Балатонфюреде, где находился наш, ВВС-овский санаторий, и почти всем составом загорала боевая подготовка ВВС ЮГВ. Эффектно пройдя над ними, и, наверное, «помахав крылом», полёт продолжался дальше. Но уже на посадке, на ЦЗТ, стоял вертолёт с запущенными двигателями, и … приглашали теперь прокатиться в Будапешт, на приём к командующему. Вечером тот же вертолёт привез нашего комэску, и первыми словами его были – «строим БАНЮ!»
      Не знаю, о чём они «беседовали» с командующим, но знали хорошо, что командующий сам к ней родимой относился очень хорошо. Может быть именно этим и «растрогал» командующего Евгений Дмитриевич…
      К стройке, говорят ребята, приступили уже на следующий день! Я сам свидетель - когда бы ни прилетел командующий, первым делом выезжала «Волга» и ехала на баню с целью контроля.
      Нам повезло - мы приехали в то время, когда баня уже была в основном построена, но за год и нам досталось приложить к ней руки. Это была ударная стройка. Почти ежедневные тренажи мы проводили на объекте, успевая за один час, уложить «Камаз» бетона в дорожку или в опалубку. «Шеф» мог договориться с кем угодно. А ещё строящиеся для нашего полка штаб и высотка были огромным подспорьем. Правда, спирт как таковой отсутствовал в АЭ довольно долго, - всё шло в расчёт, наверное, с мадьярами, но хорошо помню озабоченное лицо начальника фотогруппы, как он протирал объективы во время паркового дня одеколоном «Русский лес», и на мой немой вопрос, махнул рукой на баню.
      Ну а с марта начались полёты постоянно. Эскадрилья МиГ-21-х переучивалась на Су-17, поэтому весь план давала 1-я АЭ. Как-то штурманы имели неосторожность «пожаловаться» командиру, что 20-25 минут между вылетами мало времени для пересадки к другому лётчику в самолёт. Немов внимательно выслушал, а когда пришёл доводить плановую таблицу, оказалось что теперь должно хватить и 15 минут. Вспомнил про «долг», «план» и совесть коммунистов…
      Лётный состав был отличный… Грищенко (замкомэска), Рогачёв (КЗ),Саша Веклыч, Саша Пронин, Коля Шестаков, Саша Фарафонов, Талгат Касенбаев… Всех, к сожалению, не перечислю, да и вторая АЭ была не хуже, классные ребята, только и отличались от нас «замашками истребительскими». Ну а сравнение характеристик Яка и МиГа всегда проходило в атмосфере смеха.
      Год прошёл очень быстро, впечатлений масса, и, причём все хорошие. Наверное, потому что летали много. Да и баня «заработала», пусть ещё не очень нарядно оформленная, но уже можно было собраться и отметить любой праздник. Правда тренажи также продолжались в таком же порядке - то бетон, то ПГС (щебень), то канавку глубиной метра полтора… Но, и летали вдоволь!!!
      Сережу Зарубина вспоминаю часто, с его полётом, когда они чуть разошлись с двумя «Боингами» на трассе… Таких пунктуальных людей как он я не встречал больше никогда. Касалось это полётов, подготовки, отношений или просто построения. Серёжа был сама аккуратность, точность - до секунды, вежливый и т.д. А в тот день выполняли полёт на РТР, высоту 11300 надо было набирать сразу со взлёта, но руководил тогда наш комэска, и набор категорически запрещал почти до самой трассы (международной). И вот когда оставалось чуть меньше 10 км до неё, дал «добро». Серёга, думая, что там «чисто» (ГРП молчит!!!) включил ПФ и рванул вверх. По счастливому обстоятельству он прошёл так близко между двумя Боингами, шедших на встречных курсах и прекрасно видя друг друга и… «заклепки» Яка на высоте около 10 км так близко, что «румын» не мог прийти в себя до самой посадки в Вене. «Австрияк» был более спокойный, но и тот долго что-то говорил в эфир… Когда Серёга сел, уже ждали «особисты», и почти неделю он писал объяснительные. МИД оформил ноту, разборки продолжались неделю, но надо быть Зарубиным… когда его уже отпустили, и он появился в АЭ, я до сих пор помню его фразу – «Устал, 42 объяснительные написал - и вопрос исчерпан».
      Осенью стало гораздо веселей - с Дальнего Востока по замене приехал мой однокашник Витя Ежков. Вместе с ним Ваня Шатров, (был старшиной курса на год младше выпуском), да к тому же холостяк. Ваня - это вообще отдельная история. Отличный человек, скромный, спокойный, короче такие люди редко встречаются. Все последующие годы он был настоящей «палочкой выручалочкой» не только для лётного состава, но и для всего гарнизона. В наши дни можно сказать - кредитная карточка. Сам сколько раз обращался к нему с подобной просьбой, уже через год, когда служил в Дебрецене, а «яковская» эскадрилья в связи с ремонтом полосы сидела полгода у нас. Деньги за границей - вещь условная, подержал в обед, а вечером их уже нет. Вопрос - где занять не стоял - конечно, у Ивана. Так он выдавал «кредиты» очень-очень многим, только, кажется, не все отдавали.
      Один случай, который не могу не рассказать, поведал мне Витя Ежков.
      Уже года через три, ехали они вместе с Союза в одном купе. Витька «трясся», зная, что надо проходить таможню, а вещей было чуть больше, чем надо (разрешённых), а Иван с одним дипломатом, в форме и всё. Вагон забит полностью людьми. В Чопе заходит таможенник… женщина. А это просто «катастрофа» на границе, обычно в то время с представительницей слабого пола не подискутируешь, тяжело с ними о чём-либо договориться. Одним словом – кошмар для пассажиров. И в первом купе на её ясные очи предстает Ваня. «Что, куда, когда, сколько?» Обязательный атрибут «советских» – книжка-вкладыш для ввоза и вывоза электротоваров (единственный способ провоза «контрабанды») у Вани имел «девственный» вид, пустая… а прослужил уже три года. Это просто невозможно!!! Таможенница сразу повеселела, кажется, кто-то попался. А у Вани в дипломате набор холостяка, да три тюбика «Поморина». В итоге она его «потрошила» всё время стоянки поезда. Чуть не озверела. Просмотрела всё купе, матрас, подушку, погоны… и «ноль» внимания на остальных пассажиров. Те сначала наблюдали со страхом, а потом всё веселее, размышляя, чем этот «спектакль» закончится. Напоследок зло бросила фразу: «Я Тебя запомню! Ещё попадёшься».
      За пару минут она пропечатала документы у остальных пассажиров, и вышла из вагона. Когда поезд тронулся, Иван тихонько говорит: «А ведь я её надурил (в купе замерли!) у меня ведь не 30 рублей! (разрешённая сумма денег на одного человека при пересечении границы), а 33 рубля!»
      Много хорошего было в Кунмадараше, а главное люди… сколько времени прошло, но всё равно вспоминаешь и инспекторов-лётчиков с Будапешта, особенно полковника Безматерного, командира полка полковника Затолокина, штурмана полка подполковника Фетисова, начальника ВОТП (фамилию, к сожалению, не могу вспомнить) - отличный лётчик… а лётчики 2-й АЭ, вместе летали, отдыхали… Хороший коллектив, хорошие времена!
      Но, к сожалению, служба в Кунмадараше закончилась неожиданно быстро. В середине октября, в пятницу, летали ночную смену, УМП. Аэродром стало закрывать туманом, и возникла «пауза». Ждём погоды в комнате отдыха, кто-то заходит и говорит: «Пронин, Жибров - в кабинет к командиру!» Зашли и узнали новость – оказывается, нужно было «срочно» найти добровольца с должности «старшего лётчика» в Дебрецен на Су-24. Им предложили как вариант лётчика с Як-28П, возраст уже по тем временам «старый», за 35 лет… вот начальство и решило «разжиться» в нашем полку желающими. Но таковых не нашлось.
      В кабинете командира сидел «замкомандующего»… начались сначала беседы, потом уговоры, потом… переговоры с командованием полка «бомбёров», где обещали «райскую жизнь» и большие перспективы. В ответ звучало только «нет, нет, нет». В это время «отбили» полёты, все уехали домой, только мы с Сашей Прониным коротали время в автобусе у штаба. Периодически, теперь уже по одному, нас приглашали в кабинет, беседовали, уговаривали… Длилось это довольно долго, часа 3-4, и уже далеко за полночь, терпение начальства кончилось. Смотрю, от штаба к нам в автобус идёт солдатик. Так что-то тоскливо стало, предчувствие не обмануло! Говорю Саше: «Видно это по мою душу!» Так оно и было - захожу в кабинет. «Тёплого» разговора уже не было. Замкомандующего, голосом человека, принявшего решение и не принимающего возражений сказал: «Капитан, вот паспорт, виза открыта, в 6.00 выезжаете в Будапешт, там ждет «почтовик» и в Москву. В понедельник в Липецке приступаете к переучиванию на Су-24. Свободен!» До отъезда оставалось всего ничего, часа 3-4…
      Так, неожиданно, закончилась служба в разведке, но воспоминания самые лучшие о том периоде, о лётчиках, техниках, самолёте Як-28, полётах.
      Спасибо Всем, с кем свела судьба, с кем летали и служили! Спасибо за этот незабываемый год…

1.02.08г. А.Жибров



Сведения о сокурсниках
Персональные странички
Фотогалерея
Встречи сокурсников
Лётчики рассказывают
  — Граздов Ю.
  — Жибров А.
  — Жигалов Е.
  — Захаров И.
  — Захаров А.
  — Королёв Л.
  — Лутковский А.
  — Мулла-Ахунов М.
  — Осинцев В.
  — Сергеев Н.
  — Сорокин С.

  — Сорокунов А.


Интересные факты и цифры
Судеб переплетенье
Книга общения 5-го потока
Кгига гостевая БВВАУЛ
Книга общения с Зигцаром
Сайт Барнаульского ВВАУЛ
Форум Барнаульского ВВАУЛ
Сайты других выпусков
Карта сайта 5-й поток

© | 2006, Logos-Z. Все права защищены
logos-z@mail.ru
Создание сайта - Dial-Z
 
Рейтинг@Mail.ru