Переворот 
                          с прищуром
                        1973-й 
                          год. Славгород. Экзаменационный полёт в зону на Л-29. 
                          Проверяющий – целый полковник из Округа лет сорока пяти. 
                          
                        Заняли 
                          зону. Вираж влево, вираж вправо, - нормально. Делаем 
                          «переворот». Итак: скорость - заданная, высота - правильная, 
                          задираю нос градусов на 15-20 (уже не помню), «ручку» 
                          на борт, фиксирую в перевёрнутом положении по естественному 
                          горизонту. Опа! - а горизонта-то нет! «Бля, - видать 
                          вяло переворачивал я его, и он, сучок, успел опустить 
                          нос! Спокойно! - сам себе думаю, - буду корректировать 
                          его положение по авиагоризонту». Ага, - вижу небольшой 
                          правый крен. Ручку влево. А крен-то увеличивается! Ё!.. 
                          пэ-рэ-сэ-тэ! - я же в перевёрнутом положении! Но, «чукча 
                          умный», - чукча помнит, что в перевёрнутом положении 
                          надо ручкой «подпирать» опущенное крыло! Подпёр. Всё 
                          хорошо - крена не стало. Теперь тянем на себя. Перегрузка 
                          растёт. Смотрю за углом снижения. Ага, уже почти вертикально. 
                          Смотрю на скорость - бля, - уже 540! А вывод-то по скорости 
                          на «отлично» - 550. Всего 10 км. осталось! Надо срочно 
                          выводить! Энергично тяну ещё на себя, - перегрузка – 
                          ни вздохнуть! Но вижу уже 550! Ещё тяну! И… опа! Потемнело! 
                          Глаза на выкат, а ничего не вижу! Чувствую только, что 
                          ноги уже выше головы, а такое бывает при наборе высоты. 
                          Проверяющий мой молчит, и это радует – значит всё нормально. 
                          А тут и авиагоризонт «появился» – небольшой, правда, 
                          не больше медного пятака. А на нём угол набора - около 
                          60 градусов! А надо-то градусов 20-25! Ручку чуть от 
                          себя, и вдруг - «Куда, нах, такой угол!!?». А он уже 
                          всего-то градусов 40. «О!» - воскликнул я про себя, 
                          - да ты, старик, шестьдесят-то и не видел! Тоже, видать, 
                          как и я - «прищурился»! А как же? Мне-то всего около 
                          двадцати лет, а ему уже под полтинник. 
                        «Как 
                          скажешь, начальник», - говорю я про себя, и ещё уменьшаю 
                          тангаж. «Вот он, твой угол. Спасибо за «подсказку», 
                          - продолжаю я, конечно же, про себя. С грехом пополам 
                          закончили мы этот «переворот», и, как учили, - «боевым 
                          разворотом» пошли «домой».
                        Жаловался 
                          потом этот проверяющий моему инструктору - капитану 
                          Калинину, - сам слышал, когда дремал на последнем сидении 
                          в стартовой машине. Говорил он, что, мол, больше не 
                          полетит на сложный пилотаж. Лучше – по кругу, «блинчиком», 
                          лет до шестидесяти». Но, «пятёрку», он мне всё-таки 
                          поставил. Зря, наверно. 
                        
                          
                          Послесловие
                        Это я 
                          к тому вспомнил про свой курсантский «зачётный переворот», 
                          что Гагарин с Серёгиным тоже возможно «прищурились». 
                          Как там, в статье написано? – «даже испугаться не успели». 
                          Ведь адреналина-то в крови у них не обнаружили! А чего 
                          пугаться-то? Ведь ничего страшного-то и не было видно!
                         Автор 
                          статьи в своей «слитой воедино версии» перечислил 13 
                          вероятных причин, каждая из которых могла привести к 
                          гибели первого космонавта. Полагаю, что из описанного 
                          выше случая можно вывести четырнадцатую причину. Заключается 
                          она в следующем. Взлетели. Заняли курс в зону. Пробили 
                          облака. Аэродром за плечами, АРК около 180о. Доложил: 
                          «Зону занял. Задание». Два виража влево, два – вправо, 
                          - «Хватит, - не мальчики же, - пошли домой!». Разворачиваться 
                          на ДПРМ? Опять разворотом? А, ведь, «переворотом» - 
                          проще-то. «Смотри, как надо!», - Опа! А высоты-то, не 
                          лишка! Энергично тянем на себя! Потемнело… «Ничего, 
                          сейчас пройдёт!». 
                        Если 
                          кто-то скажет, что эта версия не имеет права на жизнь, 
                          то пусть бросит в меня камень. 
                          
                          14.11.06. Леонид Королёв.