Экзамен 
                         Вот 
                      она - сессия на четвёртом. Сидим в аудитории на самоподготовке 
                      к экзамену по самолётовождению. Особого мандража нет. Всё 
                      привычно и понятно до боли, тем более -отработано на практике. 
                      Но ведь всякое бывает. И оно случилось. Причём там, где 
                      меньше всего ждал. До звонка на пятиминутную перемену между 
                      парами оставалось минут семь. В аудиторию заваливают два 
                      вальяжных служащих. Оба уже в годах, с сединой. Прошли через 
                      всю аудиторию и начинают громко обсуждать, что и как они 
                      будут развешивать. Для полной уверенности один из них начинает 
                      стучать по стене молотком, громко рассуждая вслух: «Это 
                      мы махом прибьём!» 
                           До этого в аудитории стояла 
                      полная тишина - муху в полёте слышно было, шелест переворачиваемой 
                      страницы отзывался в голове как растревоженный лист жести. 
                      Тут встаёт Серёга Фимушин и говорит: «Мужики, а нельзя ли 
                      потише?» В ответ слышим: «Будешь тут поучать, сынок». Серёга 
                      им: «Но ведь невозможно заниматься - мешаете, а через день 
                      у нас экзамен». 
                           - Да нам ваши экзамены по 
                      боку. Вас тут тысячи, а у нас проблемы из-за вас. 
                           Я сидел рядом со служащими. 
                      Оценив, чем может закончиться этот разговор, - ведь Серёга 
                      заводился с пол оборота, - предложил: «Мужики, какие проблемы? 
                      Через пять минут перемена. Вы подождёте, потом всё капитально 
                      доделаете. И вам хорошо - и мы готовы к экзамену». В ответ 
                      услышал: «Будешь тут советы давать, щенок! Ты ещё штурвала-то 
                      в руках не держал, мозолей не заработал, а нам, ветеранам 
                      авиации, будешь советы давать. Выискался тут, умник!»  
                           Я говорю: «При чём тут штурвал? 
                      У нас ручка управления. Хороший совет он всегда к месту. 
                      Не нравится предложение, - какие проблемы? И при чём здесь 
                      щенок»! И посмотрел на них очень убедительно.  
                           После моих слов «ветеранов 
                      штурвала» как Фома языком слизала. Старшина курса обернулся 
                      в мою сторону, покачал головой типа - «дальнейшие разборки 
                      прекратить!». В аудитории воцарилась тишина. Но, как выяснилось 
                      далее - то было затишье перед бурей.  
                           После перемены в аудиторию 
                      влетает начальник кафедры в сопровождении ветеранов: «Так 
                      кто тут самый умный?» Все встали (вошёл старший офицер - 
                      обязательное приветствие). «Вольно. Садитесь. Кто ж тут 
                      самый умный?»  
                           Мы переглядываемся, - вроде 
                      инцидент исчерпан. Ан - нет. И один из ветеранов, прячась 
                      за мощной спиной полковника, показывает пальцем на меня: 
                      «Вот он тут всех баламутил. Он нам работать мешал. К экзаменам 
                      готовится больше всех. Боится, наверное».  
                           Я встал, и говорю: «Не понял, 
                      чего боится?» 
                           Начальник, кивая головой, 
                      высказал с укором: «Нехорошо, молодой человек. Ох! – Нехорошо! 
                      Посмотрим, Как вы сможете сдать предмет. Я почему-то в этом 
                      сомневаюсь!» 
                           Ликованию «тружеников штурвала» 
                      не было предела. Они открыто выражали свой восторг.  
                           Да, такого оборота я не ожидал. 
                      Старшина пожал плечами: «Бывает... тут ничего не попишешь». 
                       
                           Дальнейшая подготовка к экзамену 
                      была для меня сущим кошмаром. Я судорожно впитывал в себя 
                      всё, что могли мне дать учебники самолётовождения. Но какие 
                      бы знания не были - если кто-то сказал: «Нет», - дальше 
                      не прыгнешь. 
                           И вот экзамен. Беру билет. 
                      Ну, это-то я знаю! Подготовка: набросал план ответа. Подхожу 
                      к преподавателю, и началось: «Да не знаете вы ответа на 
                      этот вопрос...»  
                      И так продолжалось до конца моего ответа. Наводящие и уточняющие 
                      вопросы сыпались один за другим. Даже второй преподаватель 
                      включился в «беседу». Рисовали заход с прямой. Вопросы-то 
                      были простые: почему, как, откуда берётся время для прохода? 
                      Как рассчитывается расстояние? И, в конце концов, «избиение» 
                      закончилось. Было вынесено резюме: «Не знаете вы ничего, 
                      товарищ курсант! Как летали-то, без таких глобальных знаний?! 
                      – Два! Можете быть свободным. Придёте на пересдачу во время 
                      каникул. Там мы и выясним окончательно глубину ваших знаний». 
                           Да, такого поворота я не ожидал. 
                      Срезаться, и на чём? - на «самолётовождении». Да при чём 
                      тут знания? Сидел бы потихоньку, молчал в тряпочку, и этого 
                      бы не случилось. Так нет же - среагировал! Двояк по СВЖ! 
                      Можно идти пешком из училища. Это, наверное, впервые за 
                      13 лет.  
                      Спустился я на первый этаж и припечалился. Всё! - Отпуска 
                      нет! Теперь - «Академик» (человек оставленный для пересдачи 
                      экзаменов, были ещё и «политические» - это курсанты, которых 
                      не отпустили по вопросам дисциплины), и что из этого получится? 
                      Чем обернётся? 
                           Тут чья-то рука ложится мне 
                      на погон. Слышу: «Что, добрый молодец, не весел? Что головушку 
                      повесил?» Я: «Да так... пройдёт само» Оборачиваюсь - ещё 
                      один, но знакомый мне служащий. А он: «Нет, не скажи, - 
                      я вашего брата за версту чую. Так что, пошли, чаем напою, 
                      а по дороге выкладывай». Я ни в какую. Он привёл в мастерскую, 
                      где мы вырезали макеты самолётиков, и крепче сжал плечо: 
                      «Хватит ломаться, как девочка. Что случилось?» 
                           Ну, я и рассказал. Тут он 
                      как засмеётся: «Ну, насмешил, братец. Да, попал ты как кур 
                      в ощип! Это же надо! Наверное, это судьба так распорядилась». 
                      И сквозь смех: «Ты хоть знаешь, кто на тебя пальцем показывал?» 
                      Ну, - говорю, - начальник он был в прошлом, и не маленький, 
                      как говорят. Да нет, - ты про войну бери. Ага! - говорю, 
                      - Да откуда ж мне знать? Папке тогда два года было. А он 
                      мне: «Техником экипажа он был, самолёта ПЕ-2».  
                           - Ну, понятно теперь - техник 
                      самолёта. «А начальник кафедры кто был? Ну, думай, Юра, 
                      думай?»  
                           - Да откуда ж мне знать? Я 
                      что, гадать что ли, научен? «Да, с логикой слабовато. Штурман 
                      экипажа он был, того же самого ПЕ-2».  
                           Ну, тут я, конечно, воскликнул: 
                      «Вот почему они друг за дружку! Тут всё ясно. Пошёл в солдаты 
                      готовиться». Но мой ветеран остановил меня строгим тоном: 
                      «Так, отставить поспешные панические действия! А кто перед 
                      тобой стоит, ты не знаешь?» Я говорю: Ага - их знакомый, 
                      поди. Собралась тут банда, проходу не дают. «Во-во - знакомый. 
                      Командир экипажа я их обоих. Вместе отшагали ой много как. 
                      Так что давай чайком побалуемся».  
                           За чаем начались рассказы 
                      про Пе-2, про полёты, про мастерство. Про посадку на пачку 
                      «Беломора» несколько раз подряд. Про взлёт и посадку полком, 
                      строем без всяких сборов и роспусков.  
                           Я говорю: Ну вот - хоть так 
                      узнал напоследок, с кем пришлось в мастерской находиться, 
                      да чай пить. Он говорит: «А, правда - дело превыше всего. 
                      Я отлучусь, а ты чаёк допей. Времени у тебя теперь много». 
                           Прошло примерно полчаса. Заходит 
                      мой дед-ветеран и смеётся: «Ну, брат, начудил ты порядочно. 
                      Но всё в порядке - останешься на каникулы, пересдашь». Тут 
                      я ему: «А если я досрочно сдам следующий экзамен и пересдам 
                      этот, то так возможно?»  
                           «Ты сам понял, какой груз 
                      взваливаешь? Я-то со сдачей СВЖ с другим отделением договорюсь. 
                      А вот как ты там досрочно другие предметы будешь сдавать? 
                      Смотри, не засыпься».  
                      «Нет, - говорю, - теперь или вперёд или никуда». Бегу сразу 
                      же на кафедру БПСП к полковнику Савельеву с просьбой: «Товарищ 
                      полковник, разрешите сдать экзамен с другим отделением досрочно? 
                      Только допустите, а я не подведу!» Он говорит: «Так просто 
                      с подобными просьбами не обращаются. Есть причина?» «Есть, 
                      товарищ полковник! Разрешите?! Я согласен на любые дополнительные 
                      вопросы!» 
                           Он посмотрел мою курсовую 
                      работу: «Ну, не имею вопросов. Всё грамотно, и оценка правильная. 
                      Хорошо, согласен».  
                           Я был на седьмом небе от счастья. 
                      Побежал готовиться.  
                           Так что будем делать? - Если 
                      фортуна повернулась лицом, идти надо до конца. Повторил 
                      всё, но этого мало. Подумал: «Надо выучить один билет наудачу, 
                      чтобы от зубов отскакивало. Так... – какой?» Рука самопроизвольно 
                      легла на цифру «25»: «Всё! Решено!»  
                           На следующий день согласно 
                      своей очереди подхожу к столу, беру билет №25. 
                           «Всё, товарищ полковник, разрешите 
                      без подготовки?» Тот мне: «Ты ну совсем страх, курсант, 
                      потерял - не только не готовился, но ещё без подготовки. 
                      Садись напротив и готовься. Уж я-то ваши шпоры махом увижу». 
                       
                           Еле просидел пять минут на 
                      подготовке. При сдаче отчеканил ответы на все вопросы и 
                      услышал: «Учитывая ответ на все поставленные вопросы - «Отлично». 
                      У кого будут возражения? Сидящий рядом командир роты просто 
                      расцвёл в улыбке: Конечно, нет возражений!»  
                           Я выскочил как пробка из аудитории. 
                      Радости не было предела. Но это ползадачи. Надо бежать - 
                      сдавать СВЖ. Это, однако, уже испытание. Зашёл в аудиторию. 
                      Беру билет, начинаю отвечать, рассказываю, наверное, от 
                      сотворения мира, чтобы не оставить ни одной возможности 
                      для наводящих вопросов. Слышу только: «Достаточно. Следующий 
                      вопрос.., достаточно..., следующий».  
                      Жду решения.  
                           «Ну, товарищ курсант, это 
                      у вас хоть и досрочная, но пересдача. Поэтому только 4 балла. 
                      Понятно?» - Есть! Вышел из аудитории - ни живой, ни мёртвый. 
                      Подошёл к авиабомбам, стоящим в световом кармане, и слышу: 
                      «Ну что ты хочешь? Ну, знает он…» И осёкся, увидев меня. 
                       
                           Передо мной стоял начальник 
                      кафедры СВЖ. Служащий прошёл дальше по коридору. 
                           «Ну, молодой человек, всё 
                      понимаю, всё знаю, хорошие знания, но после двойки - только 
                      4. Не больше - это закон! Всё нормально». И пожал мне руку: 
                      «Ты сделал всё как надо. Так что давай - вперёд, и без оглядок 
                      и обид». Отвечаю: «Есть без оглядок и обид!» 
                           Да, и вот так бывает! Связь 
                      поколений - она сильная штука! И я потом просто заслушался 
                      всеми рассказами деда ветерана про фронт, про то, какая 
                      она была - ПОБЕДА! Про лётное мастерство, которое никуда 
                      не денешь. Про судьбу. Про напрочь пропадающее зрение, про 
                      руки, которые живут уже сами по себе, и дрожат от малейшего 
                      волнения.  
                           Да, эти рассказы - это не 
                      учебники. Такое не придумаешь. Эх, магнитофон бы тогда. 
                      Такое бы написал. Ведь опыт - это бесценный материал. 
                           Фамилии не называю, кого уж 
                      нет и те далече. По нашей судьбе и не такоё бывало. 
                    16.12.2007, 
                      Граздов Ю.А. 
                       
                     |