Ханула 
                       
                       Дождались 
                      - сегодня разрешили летать с огибанием рельефа без ограничений 
                      по двум этапам. Теперь маршрут наш. Мы с Витьком на седьмом 
                      небе. Витёк - это мой штурман, всегда важный и солидный, 
                      усы добавляли самодостаточности, одним словом фамилия КОТОВ 
                      - это о нём, на все 100%. Мы с Котом - неплохая компания. 
                       
                         Условились: вначале идём на 300 м. Посмотрим, 
                      как себя ведёт аппарат и на что мы способны на новой части 
                      маршрута. Снижаемся - никаких ограничений. Красота! Мягко 
                      скользим в облаках на 300м, учебная часть, уже можно идти 
                      по памяти. Вспомнил, как осваивал этот вид полётов. Придумал 
                      же какой-то «сионист» (Липецкое выражение) «работать по 
                      марке, которая работает наоборот»: марка вниз - надо вверх, 
                      марка вверх - надо вниз. Привыкал недолго. Решил для себя 
                      – марка, как шарик пинг-понга, борта стекла прицела - бортики 
                      или ракетка. Получалось, шарик вверх - бортиком его стукнул, 
                      придавил и дальше, шарик вниз - бортиком его подбросил. 
                      Только пилотирование какое-то странное получалось.  
                         Тут услышал от командира полка Вениамина 
                      Абрамова странную фразу: «Вы видели, как трактором управляют 
                      - два фрикциона, один на себя - другой от себя. Так и в 
                      таком полёте ручка и РУД - как фрикционы трактора. Вспомнился 
                      мультфильм про волка, как он краном управлял, когда зайца 
                      ловил, - попробовал в полёте. О чудо! Всё встало на свои 
                      места! Больше замечаний не было – аппарат как влитой. Эх, 
                      объяснил бы это инструктор, - сколько времени бы сократил. 
                      Да и где их взять нормальных? - Забайкалье. Каждый в себе: 
                      «Я ас, а вы – удва-с». Но это жизнь, а в ней закон - тайга, 
                      медведь - хозяин. Сам по всем ямкам - и не хныкать, что 
                      хотел, то и получил, даже шишки, - это вместо награды.  
                      Далее по маршруту. Вот повезло - облачность закончилась, 
                      «миллион на миллион». Идём – красота! Сопки заостряются 
                      и становятся темнее от острого открытого камня. Хамардабан 
                      - это красота неописуемая. Он дремуч, важен и неприступен. 
                      Вот и последняя точка этапа - гора Ханула. Мельком взглянул 
                      на неё. Красавица - вся во льду и в бело-голубом снеге. 
                      Ровно и уверенно пилотирую. Чувствую, что-то не так.  
                         Расстояние до горы резко сокращается, 
                      а марка на месте. Штурман глазами – «Наверное, пора!». Я 
                      прикидываю, здесь марке пора вниз. На месте. Всё! Ждать 
                      нечего! Только вверх! Дальше - только скалы. Самолёт скользит 
                      вдоль склона. Руки инстинктивно максимал, и на себя. Про 
                      себя считаю: «Раз, два, три, четыре…». Штурман диктует: 
                      «250! 200!». Я, ещё на себя: «150!». «Пик-пик-пик», - в 
                      наушниках, - срабатывает увод. Тут вздрогнули два сердца, 
                      и аппарат рванул вверх, - наконец отработала марка. «Задержалась 
                      ты, однако, сегодня!» 100, 50, 100, 200, - «Ну, родная, 
                      выноси!»  
                         Ханула не маленькая, 2371 метр. Вылетаем 
                      мы как на помеле 4000 м. Перекладываю в разворот. Блин! 
                      Прошло-то всего несколько секунд, а впечатлений! Витёк до 
                      сих пор вспоминает красивую ледяную горку красавицу. Ханула, 
                      одним словом. Посмотрели мы тогда на вторую часть маршрута. 
                      Нет, - судьбу сегодня испытывать дважды не будем.  
                         Сколько после этого было красивых маловысотных. 
                      Жалко, конечно, что в развороте так нельзя, как американские 
                      лётчики в фильме «ТОП ГАН». Там они прям без приборов и 
                      бой ведут в скалах. И марки цель среди скал отшкаливают. 
                      Короче – толкают. Собрать бы все макароны, на полк бы хватило. 
                      А для меня урок был хороший. Техника техникой, но, не уверен 
                      - не обгоняй! 
                    24.02.2007г. 
                      Юрий Граздов 
                       
                     |